Кто есть кто в казахстанском автопроме

На сегодня в Казахстане производятся все категории автотранспортных средств. В стране собирают 167 моделей автомобилей, в том числе 39 легковых и 22 мировых брендов. О том, насколько в развитии нашего автопроизводства важна поддержка государства, а также опыт каких стран мы можем с успехом повторить, передает Fintastika.kz.

Сейчас автопром – одна из самых активно развивающихся несырьевых отраслей казахстанской экономики. По итогам 2019 года, на территории Казахстана было произведено 50 447 единиц автотранспортных средств (включая легковую, грузовую, автобусную технику, спецмашины и прицепы) общей стоимостью 359,5 млрд тенге. Объемы выпуска в натуральном выражении превзошли прошлогодний показатель на 55,8%.

«Все эти результаты получены при минимальном вкладе госпрограммы льготных автокредитов: на её долю пришлось лишь 4,7% сбыта казахстанской техники. Однако уже в мае выделенный четвертый транш финансирования программы станет дополнительным фактором устойчивости отечественного автопроизводства», – подчеркнул председатель совета директоров Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алферов.

Поддержка государства

Автомобильная промышленность в Казахстане включена в число 12 приоритетных направлений индустриального развития несырьевого сектора. С 2010 года в рамках госпрограммы индустриально-инновационного развития в стране введено свыше 130 новых машиностроительных производств на сумму порядка 400 млрд тенге. Создано свыше 14 тыс. рабочих мест. 

Также правительство РК приняло меры по стимулированию отрасли, такие как преференции по НДС, разработка программы льготного кредитования и лизинга, меры поддержки экспорта продукции. 

За четыре года работы АО «БРК-Лизинг» выделил КазАвтоПрому 50 млрд тенге (42 млрд тенге на автокредит, 8 млрд тенге – лизинг). С октября 2019 года через АО «БРК-Лизинг» запущена программа льготного автокредитования Национального банка с выделением 100 млрд тенге в течение пяти лет (ежегодно по 20 млрд тенге). Этот проект пользуется большим спросом среди населения. На сегодня ведется вторичное освоение средств.

Так ли нужна госпомощь?

На тему целесообразности господдержки предприятий КазАвтоПрома высказался Артур Мискарян, директор по стратегическому планированию Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».

«С точки зрения финансового благополучия, наличие собственного автомобиля нередко становится решающим условием для жителя страны с резко континентальным климатом и большой отдалённостью между центрами экономического притяжения. Но ситуация с пандемией и коронакризисом стала поводом для того, чтобы оценить доступность покупки автомобиля под другим углом. По сути, в сегодняшних реалиях, с точки зрения эпидемиологической безопасности, личный автомобиль выглядит наиболее предпочтительно по сравнению с любым видом общественного транспорта», – считает Артур.

В этом плане, отмечает он, при наличии производства внутри страны, государство и производитель могут повысить доступность автомобилей. Чаще всего в мировой практике, господдержка автомобилестроения сводится к налоговым и таможенным преференциям. Подобными инструментами пользуются во всех странах с развивающимся или развитым автопроизводством.

За счёт сокращения налогооблагаемой базы и снижения таможенных пошлин на ввозимые комплектующие, местные производители имеют возможность предложить потребителю продукт, который при сопоставимых характеристиках, если сравнивать с импортным аналогом, будет заметно более доступным. В таких условиях, при сохранении роста покупательской способности населения, увеличение рыночной доли местных производителей естественным образом приводит к созданию автопромышленных центров, где помимо крупноузловой сборки осуществляется производство автокомпонентов.

Развитие таких производственных комплексов, в свою очередь, становится основой того, что большая часть добавленной стоимости продукта имеет местное происхождение, а значит – значение валютного фактора для доступности автомобиля со временем оказывается минимальным.

«Таким образом, местное производство становится более доступным и растёт уровень автомобилизации в стране, что в конечном итоге положительно сказывается на благополучии всего населения.

При всём этом, государство получает отдачу в виде налоговых отчислений, роста числа квалифицированных рабочих мест и развития технического образования, так как производители являются интересантами кооперации с ВУЗами – им нужны квалифицированные кадры», – провел параллели эксперт.

Говоря об автомобильной отрасли Казахстана, Мискарян привел реальные цифры: за четыре месяца 2020 года на территории РК выпущено 23,7 тыс. автотранспортных средств. Вклад предприятий отрасли в структуру ВВП республики составил 173,4 млрд тенге (+59,2% к показателю годичной давности). Лишь за последние четыре года совокупные налоговые поступления в республиканский бюджет превысили 22,5 млрд тенге.

«Безусловно, поддержка автомобильной отрасли в Казахстане, как и в любом государстве, даёт возможность для развития несырьевого сектора, что особенно важно в условиях непредсказуемых цен на рынке углеводородов. Тем не менее, ресурсы государственной поддержки, будь то инструменты снижения фискальной нагрузки, инвестиционные кредиты или льготное кредитование потребителей отечественной продукции, необходимо использовать с максимальной эффективностью. Для потребителей важно иметь возможность свободного выбора продукции любого из производителей. Определяющим фактором для предприятий, при получении доступа к господдержке должна быть их транспарентность», – указал Мискарян.

Пример других стран

Географическое расположение и активное участие Казахстана в различных интеграционных проектах – благодатная почва для развития автопрома. Сегодня более 40 стран занимаются автопроизводством, однако каждая из них – по-своему уникальный пример.

«Несмотря на то, что используемые приёмы в целом схожи: налоговые и таможенные преференции, приоритетное право отечественных производителей в госзакупках, льготное кредитование для покупателей отечественных автомобилей – все эти инструменты не оригинальны и используются везде с разной степенью интенсивности.

Пока наименее рискованно производство автомобилей, в основе которых используются российские компоненты. По одной простой причине: валюты наших стран схожим образом реагируют на нефтяные котировки, то есть рублёвые контракты на закупку кузовов, шасси и агрегатов – своего рода хеджирование валютных рисков для казахстанских производителей. В случае если закупки осуществляются в долларах или евро, то всегда присутствует риск роста цен и потери потенциальных покупателей, а доступность и востребованность производимых автомобилей – обязательное условие жизнеспособности предприятия», – пояснил директор по стратегическому планированию «КазАвтоПром».

По данным Informburo.kz, сегодня лидирующее место на мировом авторынке занимает Китай. При этом китайский автопром вырос практически с нуля. КНР выставила для иностранных компаний на своем рынке жёсткие условия. Для внешнего импорта установили высокие таможенные пошлины, а в совместных с мировыми производителями предприятиях более половины акций должно было принадлежать китайским партнёрам.

Исходя из всего этого, одним из успешных примеров для КазАвтоПрома можно считать опыт соседних стран.

Рассмотрим на графике пять ведущих заводов-производителей с точки зрения создания рабочих мест.

«БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО»

Эта группа компаний была основана в 1992 году и к настоящему моменту преобразовалась в крупнейший холдинг на автомобильном рынке Казахстана. В ее состав входят автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО», а также дистрибьюторские и дилерские компании, осуществляющие продажи и обслуживание автомобилей марок Lada, Skoda, KIA, UAZ, Renault и др. Собственная сервисно-сбытовая сеть холдинга насчитывает 44 автоцентра в 31 городе Казахстана и России.

АО «АЗИЯ АВТО» основано в 2002 году. Технологическими партнерами завода выступают ведущие мировые концерны: альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в лице АВТОВАЗа, группа Volkswagen AG в лице Škoda Auto, а также KIA Motors. Производственная мощность: 85 тыс. автомобилей в год.

С момента запуска компания отправила в бюджет страны уже $511 млн налогов. Таким образом, завод стал крупнейшим налогоплательщиком отрасли.

Что касается инвестиций, в инфраструктуру «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО», $20 млн вложил местный акимат, а больше, по словам представителей компании, поступлений от государства не было.

Но также нужно учесть «неживые», условно начисленные деньги государства, которых не было бы без реального производства. Это пошлины, налоги, от которых частично освобождена группа – в совокупности $315 млн.

11 апреля 2020 года, в разгар пандемии COVID-19,  компания получила письмо из МИИР о расторжении действующего соглашения о промышленной сборке. В холдинге заявили, что это приведёт к остановке работы действующего конвейера «АЗИЯ АВТО» и строительства мощностей полного цикла на новой площадке в Усть-Каменогорске. Отмечается, что ранее ведомство активно и стабильно поддерживало этот проект.

В министерстве же сообщили, что АО «АЗИЯ АВТО» и АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» не исполнили свои обязательства по соглашениям о промсборке. В течение семи лет после заключения соглашения компании должны были ввести в эксплуатацию технологическое оборудование по сварке и покраске кузова, но не сделали этого до сих пор.

В свою очередь представители компании считают, что это вызвано скрытой монополизацией рынка и сложившейся ситуацией при пандемии коронавируса. Ведь около 5,5 тыс. всех сотрудников в 26 городах Казахстана и шести городах России могут остаться без работы.

Генеральный директор АО «АЗИЯ АВТО Казахстан» Ержан Мандиев пояснил, что в связи с тем, что значительная часть займов была привлечена компанией в иностранной валюте, в 2015 году она понесла убыток в размере $97 млн. Инвестиционные кредиты, выделяемые крупным финансовым институтом – БРК, не направлялись для поддержки холдинга «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО».

При чистом убытке компании в 604 млн тенге по состоянию на 1 апреля 2020 года, в компании прояснили вопрос, как она исполнит обязательства до конца года.

«Мы привлекаем большие инвестиции в строительство нового завода, и появление таких убытков, довольно частая ситуация у многих компаний, которые занимаются своим развитием. Так как во время стройки, инвестпроект не приносит дохода. К тому же серийная девальвация и медленное восстановление потребительского спроса, а в данный момент еще и усугубившееся ситуация с COVID-19 во всем мире, откладывают свой отпечаток на наши планы. Тем не менее, у нас наиболее конкурентоспособный и востребованный продукт LADA. У нас высокопроизводительное производство, в масштабах всего Казахстана в несырьевом секторе, мы финансово успешны и эффективны», – объяснил директор Мандиев.

Вместе с тем за 2019 год АО «АЗИЯ АВТО» продало 21,2 тыс. автомобилей, или 48% суммарного сбыта отечественной техники.

ТОО «СарыаркаАвтоПром»

Товарищество было создано 25 мая 2010 года. Учредители – ТОО «Allur Auto» (88%) и АО НК «СПК «Тобол» (12%).Это единственный завод в Казахстане, выполняющий требования промышленной сборки, в рамках которых выполняются операции по сварке, окраске и сборке кузова. «СарыаркаАвтоПром» также первая и единственная производственная площадка на территории Казахстана, запустившая производство легковых автомобилей по мелкоузловому методу (CKD). Сейчас на заводе работают почти 800 сотрудников.

Линейка производимой продукции на сегодня представлена следующими брендами: JAC, Peugeot, Iveco, Ankai, Hyundai, Ravon, Chevrolet Niva, Youtong. Дилерские центры представлены во всех регионах РК.

В 2012 году компания подписала договор финансового лизинга с Компанией БРК-Лизинг на сумму $61,9 млн для приобретения необходимого технологического оборудования по сварке, покраске и сборке автомобилей SsangYong Nomad общей стоимостью $72 910 000. Всего же Банком развития Казахстана на финансирование проектов AllurGroup было направлено втрое больше государственных средств – 183,6 млн долларов США.

Китайская компания СМС (China National Machinery Import & Export Corporation) также инвестировала в ТОО «СарыаркаАвтоПром» примерно $1,1 млрд, они направлены на увеличение локализации и на рост производства.

Не обошлось и без провалов. Экономический кризис и девальвация коснулись также «СарыаркаАвтоПром». У автомобилей SsangYong модели Nomad, которые производят на ТОО «СарыаркаАвтоПром», были одно время проблемы со сбытом. Две волны реструктуризации долга AllurGroup, проведенные БРК в 2011 и 2015 годах, не привели к оздоровлению тяжелого финансового состояния компании.

Но банкротить предприятие не стали. Более того, валютные долги AllurGroup были конвертированы в тенге по курсу 188 за доллар США. Случилось это в сентябре 2015 года, когда курс в обменниках ушел далеко за 250. Кроме того, штрафы и пени по просроченным долгам были конвертированы в акции. В итоге, БРК и другие структуры холдинга «Байтерек» оказались новыми акционерами AllurGroup.

Но компания быстро восстановилась. И за девять месяцев 2019 года она произвела 16 442 единицы автомобилей, автобусов и коммерческой техники. Этот показатель вывел завод на лидирующую позицию в казахстанском автопроме. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем производства вырос в два раза. За весь 2019 год ТОО «СарыаркаАвтоПром» реализовало 20,2 тыс. единиц (доля в сегменте – 45,5%).

А, по итогам января 2020 года, ТОО «СарыаркаАвтоПром» продало 3 897 единиц (доля в сегменте – 35,8%). 2020 год для завода особенный – в юбилейный десятый год завод произведет стотысячный автомобиль. К I полугодию 2019 года завод отправил в бюджет 309,7 млн тенге налоговых платежей.

ТОО «СемАЗ»

ТОО «СемАЗ» было зарегистрировано 23 февраля 2006 года в Семее. На сегодня предприятие зарекомендовало себя как надежный поставщик высокотехнологичной, качественной техники совместного казахстанско-белорусского производства: тракторов, грузовых автомобилей марки FAW и навесного оборудования для сельхозтехники.

В частности, завод специализируется на сборке колесных тракторов «Беларус» и запчастей к ним, а также автобусов и авто марки Daewoo, Foton, Shacman, «Урал», «Газ», «Паз», Dongfeng. На сегодня выпущено 10 255 техники. Автосборочный завод обеспечил работой около 500 горожан.

Между тем компания сотрудничает как с городами Казахстана, так и с зарубежными партнерами — Республикой Беларусь и Китаем. В планах у предприятия — освоение новой техники.

Вклад СемАЗ в виде налогов в казну государства за I полугодие 2019 года составил 105,4 млн тг, или 4,3% от общего вклада в бюджет автопрома.

В 2010 году ТОО «СемАЗ» получил золотую медаль «Алтын Белгі» за развитие автомобильной и машиностроительной промышленности Казахстана. Отмечается также, что в ТОО «СемАЗ» по линии «КазАгро» было инвестировано 1,3 млрд тенге.

Единственная критика в сторону «СемАЗ» была связана не с самой компанией, а с сектором сельхозмашиностроения в целом. Депутаты в 2018 году подняли вопрос, что в в Казахстане выпускается только 1% сельхозтехники. Также мажилисмены в ходе правительственного часа подняли вопрос изношенности машинотракторного парка страны. Но на сегодня все изменилось. Государство активно поддерживает закуп у местного производителя, и за 2019 год ТОО «СемАЗ» реализовал 1,5 тыс. техники, или 3,4% от общей доли автопрома. А за январь 2020 года, ТОО «СемАз» уже продал 154 единицы техники (4,4% относительно всей отрасли).

АО «КАМАЗ-Инжиниринг» 

АО «КАМАЗ-Инжиниринг» — крупнейшее совместное казахстанско-российское предприятие в городе Кокшетау по сборке грузовиков, самосвалов и спецтехники на шасси КАМАЗ. Завод был основан 2 июня 2005 года. Выпускает самосвалы и вахтовые автобусы. Автомобили производятся исключительно для нужд местных потребителей. На сайте gosreestr указано, что на предприятии работает около 220 человек. 

Уточняется, что АО «КАМАЗ-Инжиниринг» выпускает КАМАЗы казахстанской сборки, грузовые автомобили, автоцистерны, прицепы и автобусы НЕФАЗ, а также строительную и коммунальную спецтехнику. За годы своей деятельности завод произвел более 12,5 тыс. автомобилей и специальных машин, которые применяются во многих отраслях экономики Казахстана.

За 2019 год АО «КАМАЗ-Инжиниринг» продал 0,8 тыс. ед. техники, или 1,9% от доли автопрома. За январь 2020 года АО «КАМАЗ-Инжиниринг» реализовал 98 единиц техники.

Налоговые платежи завода «КАМАЗ-Инжиниринг» за I полугодие 2019 года составили 632,7 млн тенге (25,8% отраслевых отчислений).

АО «КАМАЗ-Инжиниринг» имеет статус свободного склада, что дает возможность реализовывать продукцию казахстанским потребителям без НДС. Также в рамках правительственной программы по поддержке МСБ автомобили, произведенные на АО «КАМАЗ-Инжиниринг», можно приобрести по льготной программе лизинга через «БРК-Лизинг» по номинальной ставке 3% сроком от трех до пяти лет.  

Также АО «КАМАЗ-Инжиниринг» получило индустриальный сертификат от Палаты предпринимателей Акмолинской области. Это дает заводу доступ к участию в государственных закупках в легкой промышленности и производстве мебели, начисление 20% к набранным баллам в предварительном квалификационном отборе фонда «Самрук-Казына, возмещение затрат по продвижению отечественных товаров, работ и услуг на внешнем рынке и пр.

При этом в 2020 году выставлено 25% акций АО «КАМАЗ-Инжиниринг». Стартовая цена, с которой планировали начать торги, по продаже доли в компании – более 1,1 млрд тенге.

Hyundai Trans Auto

В январе 2011 года в Алматы состоялось открытие завода Hyundai Trans Auto. Это произошло после подписания меморандума о взаимопонимании и эффективном сотрудничестве между КМК «Астана Моторс» и Hyundai Motor Company.

Сегодня, завод Hyundai Trans Auto является одним из лидеров казахстанского автопрома и занимается выпуском широкой линейкой автотранспорта – от автобусов до спецтехники. На предприятии работают 160 высококвалифицированных специалистов.

Мощность производства доходит до 10 тыс. единиц в год. По итогам 2019 года, ТОО «Hyundai Trans Auto» реализовало 0,4 тыс. единиц авто. В 2012 году завод приступил к сборке и выпуску пассажирских автобусов Hyundai County пассажировместимостью 16-21 посадочных мест. Предприятие так же активно налаживает производство грузовиков, модельный ряд которых представлен техникой грузоподъемностью от 1,5 до 5 тонн на базе шасси Hyundai – бортовые грузовики, изотермические и промтоварные фургоны, рефрижераторы.

В 2016 году компания Hyundai Trans Auto стала официальным дилером марки МАЗ в Казахстане. А в марте 2019 года официальным дистрибьютором по производству и реализации в Казахстане пассажирских автобусов марки Golden Dragon. Выпускает предприятие и автомобили скорой помощи.

За январь-июнь 2019 года, Hyundai Trans Auto отправил в казну государства 72,9 млн тенге налоговых платежей, или 3% отраслевых отчислений.

Касаемо инвестиций и помощи государства, сам завод был построен компанией «Астана Моторс» на территории индустриальной зоны города Алматы при поддержке министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана. Общий объем инвестиций в проект составит 25 млрд тенге. Помимо собственных средств будут так же привлечены заемные средства БРК на коммерческих условиях. Также большую роль в реализации этого проекта сыграл акимат Алматы, который выделил в аренду 25 га земли для строительства завода.

Анель Утегенова

Графика: Анель Утегенова

Фото превью: из открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *